All fields are required.

Close Appointment form
  •  10000, Казахстан, г. Караганда, ул. Аманжолова, 189

  •  kooc@mail.ru

  •  onko-karaganda@mail.ru

  •  +7 (7212) 43-88-08, 43-88-09, 43-88-20, Call center 8-778-021-0505, 8(7212)-94-05-33,
    Химиотерапевтический центр 87212-50-28-35, Ержанова 8 , остановка 45 квартал

ОСМС

  • ОСМС

Тезисы к презентации по вопросу внедрения обязательного социального медицинского страхования

Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – Министерство) разработаны концептуальные подходы по внедрению обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС) в Казахстане.
Анализ текущей ситуации
В настоящее время в системе здравоохранения существует                          3 ключевые системные проблемы:
1. Отсутствие солидарности граждан и работодателей в охране здоровья. При этом бремя охраны здоровья лежит только на государстве. Гражданам характерно потребительское отношение к здравоохранению, имеется слабая приверженность к здоровому образу жизни.
2. Финансовая неустойчивость системы. Недостаточно эффективная структура оказываемой медпомощи, высокая доля расходов на стационарную помощь. Высокий удельный вес теневых платежей населения (37,4% от общих расходов здравоохранения, в ОЭСР – в среднем 17%). Имеется фрагментация потоков финансовых средств.
3.  Неэффективное управление системой. Низкая эффективность медицинских организаций. Слабая тарифная политика и непрозрачное распределение средств. Низкий уровень качества услуг и компетенции системы.
В отрасли сохраняются основные системные риски:
• риск роста потребления услуг;
• риск роста стоимости здравоохранения;
• риск недостаточности государственного бюджета и возможности компенсации;
• риск неэффективности – не достижения конечных результатов.
Существующие ключевые проблемы и ожидаемые системные риски требуют кардинального пересмотра модели системы здравоохранения.
Мировой опыт
В мире существуют 3 глобальные модели здравоохранения:
−  государственная (Великобритания, Испания, Италия, Швеция),
− общественное страхование (Германия, Франция, Бельгия),
− частное страхование (США).
Большинство стран комбинируют их, чем фокусируются на одной. Общая тенденция – конвергенция «бюджетных» и «страховых» моделей: бюджетные перенимают страховые принципы распределения средств. Страховые перенимают бюджетные принципы сбора и накопления средств.
Также в страховых системах наблюдается тенденция увеличения роли государства.
Отчетлива тенденция централизации и укрупнения фондов ОМС с целью увеличения эффективности, упрощения управления и сокращения неравномерностей распределения средств.
Мировая тенденция: почему выбран ОСМС?
Разный уровень доходов не обеспечивает гражданам равный доступ к медпомощи. Богатые добровольно не будут перечислять взносы за бедных граждан. В этой связи большинство стран ОЭСР выбрали ОСМС, которая позволяет перераспределять средства от менее нуждающихся к более нуждающимся.
Мировая тенденция: почему один Фонд?
Модель единого плательщика абсолютно доминирует в странах
Центральной и Восточной Европы и рекомендуется ВОЗ.
Преимущества модели единого закупщика:
• Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся.
• Единый пакет медпомощи и равенство в доступе к нему для каждого жителя страны.
• Аккумулирование всех страховых рисков в одном фонде.
• Единые правила распределения средств по регионам и закупа медицинской помощи у поставщиков.
• Мощность переговоров в ходе стратегических закупок и возможность влияния на повышение эффективности системы здравоохранения.
• Сохранение государственной монополии как эффективного инструмента воплощения национальной политики здравоохранения.
• Более высокая эффективность (низкие административные расходы).
Исходя из анализа текущей ситуации и положительного мирового опыта, в реализацию статьи 29 Конституции Республики Казахстан,                   80-го шага Институциональных реформ Главы государства с 2017 года в Казахстане будет внедрена смешанная система финансирования здравоохранения.
Целями внедрения ОСМС являются:
− достижение общественной солидарности путем укрепления собственного здоровья и разделения бремени охраны здоровья населения;
− обеспечение финансовой устойчивости системы путем обеспечения устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат и обеспечения прозрачности и справедливости системы;
− повышение эффективности системы через достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг и обеспечения высокой компетенции, и конкурентоспособности системы.
Основными принципами систем ОСМС являются: универсальность, социальная справедливость и солидарность.
При внедрении ОСМС в РК произойдет разделение функций и роли Министерства и ФСМС. Основополагающие регуляторные документы будут определены Министерством, ФСМС будет аккумулировать и закупать медицинские услуги.
Государство сохраняет за собой право обеспечивать гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП): оказание медпомощи при социально значимых заболеваниях, неотложных состояниях, скорую медпомощь, санитарную авиацию и вакцинацию.
В целях обеспечения всеобщего права на охрану здоровья до 2020 года «незастрахованным» гражданам предоставляется в рамках ГОБМП амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.
В рамках ОСМС будут предоставляться:
амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением «застрахованным» гражданам;
стационарная медпомощь;
высокотехнологические медицинские услуги,
стационарозамещающие технологии;
долгосрочный сестринский уход.
Добровольное медицинское страхование позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, непредусмотренные системой ОСМС. Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги и др) за счет страховой компании.
Источниками финансирования здравоохранения при ОСМС будут:
− государство (4% (с 01.07.17 г.)  от СМЗ-2 года, 5% (с 2018 г.), 6% (с 2023 г.), 7% (с 2024 г.) за социально-незащищенные слои населения (15 категорий согласно Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» - далее (закон об ОСМС);
− работодатели (с 2% (2017 г.) от дохода до 5% (2020 г.);
− сами работники (1% (2019 г.) от дохода 2% (2020 г.).
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона об ОСМС следующие граждане освобождаются от уплаты взносов в фонд:
1) дети;
2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4) инвалиды;
5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10) пенсионеры;
11) военнослужащие;
12) сотрудники специальных государственных органов;
13) сотрудники правоохранительных органов;
14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
При этом, за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, сотрудников правоохранительных органов государство не будет перечислять взносы:  эти категории граждан будут продолжать получать обслуживание в учреждениях ведомственной сети.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона об ОСМС от уплаты отчислений освобождаются работодатели за граждан, указанных выше.
ФСМС будет функционировать с 1 июля 2016 года и будет выполнять функции финансового оператора по ГОБМП и Стратегического Закупщика по ОСМС.
Одним из основных функций ОСМС будет аккумулирование средств в фонде. Как показывает мировой опыт, в разных странах                          по-разному осуществляется сбор и контроль за поступлением средств. В Венгрии, Словении, Эстонии и Латвии это делают налоговые службы. В Литве и Польше государственные фонды социального страхования с дальнейшим перечислением в фонды ОСМС. В Германии, Молдове и Словении сами Фонды ОСМС собирают взносы.
При этом характерно, что во всех этих странах контроль за поступлением осуществляют налоговые службы.
В Казахстане Фонд СМС будет аккумулировать взносы и отчисления со стороны работников и работодателей, а также целевые трансферты для ГОБМП.
Большая часть ранее финансируемых из местного бюджета видов медпомощи будет передана в фонд – это обеспечит единство и качество процедур и потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс в части межбюджетных отношений (изъятия и субвенции).
В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов (КГД) – такой подход применяется во многих странах с обязательной системой общественного страхования.
Это также позволит сохранить уже выстроенную и работающую систему без создания дублирующей сети сбора взносов – снижение административных расходов и большая эффективность.
Госкорпорация как автономная организация будет вести персонифицированный учет всех поступлений.
Обмен информацией между системами Комитета госдоходов и Госкорпорацией с предоставлением необходимых сведений будет осуществляться на ежедневной основе – для этого необходима доработка информационных систем КГД по персонифицированному учету отчислений и взносов в фонд (для контроля и мониторинга) и формирование единых платежных документов при соответствующих перечислениях.
Во многих зарубежных странах СМС не является основным источником финансирования здравоохранения. При этом практически во всех странах с СМС государство оставляет за собой финансирование расходов из госбюджета, на примере Германии, это расходы на общественное здравоохранение, образование, науку, содержание медицинских служб силовых структур, капитальные инвестиции и эксплуатационные расходы, которые составляют порядка 11% от общих расходов на здравоохранение.
Таким образом, прогноз структуры финансирования ОСМС в РК предполагает поэтапное уменьшение финансирования за счет общих налогов (ГБ на ГОБМП) с 32% в 2017 году до 10% к 2020 году, за счет взносов в ОСМС увеличение поступлений и взносов с 28% в 2017 году до 62% к 2020 году. Все это отразится на частных платежах населения, которые должны быть уменьшены с 36% в 2017 году до 25% к 2020 году.
Пакет медицинских услуг является главным составляющим ОСМС.
Мировой опыт показывает, что каждая страна формирует пакеты услуг, исходя из возможности и особенности своих стран.
В Германии существует единый и широкий пакет за счет СМС. При этом имеется альтернативный пакет частного страхования, на который имеют право лица, с доходом более 49,5 тыс.евро в год (это 11% населения страны). В Литве, Польше, Венгрии и Молдове также существует широкий единый пакет для всех застрахованных ОСМС. ДМС играет минимальную роль в этих странах.
В Нидерландах имеют два пакета в рамках ОСМС: стандартный пакет для всего населения и дополнительный пакет для лиц пожилого возраста на случаи хронических болезней, ухода и т.п.
В России принят гарантированный государством пакет для всех граждан и базовый пакет в рамках ОМС для застрахованных граждан.
В Казахстане, исходя из норм Конституции, определены: пакет для ГОБМП для всего населения и пакет ОСМС для застрахованных.
Во многих странах мира пакеты услуг включают социально-значимые заболевания (СЗЗ). При этом в некоторых странах СЗЗ выделены отдельным перечнем. В Германии и Франции нет данных о существовании отдельного списка СЗЗ. В Литве нет отдельного списка, но они включены в пакет ОСМС, список опасных окружающим заражаемых болезней (ООЗ), больные которыми автоматически становятся застрахованным ОСМС, туда включены 14 нозологий.
В России список СЗЗ входит 9 болезней и отдельный список особо опасных 15 болезней. В Беларуси нет списка СЗЗ, существует список опасных инфекционных болезней из 6 нозологий. В нашей стране существует оба списка: СЗЗ – 12 болезней и ООЗ – 15 болезней.                                  В рамках ОСМС предполагается поэтапное включение в пакет ОСМС социально-значимых заболеваний. В настоящее время все эти болезни включены в перечень ГОБМП.
Одним из острых вопросов является оказание экстренной медицинской помощи гражданам.
В настоящее время в РК существует перечень показаний                             (как больные, так и пострадавшие), по которым предоставляется неотложная медицинская помощь в рамках ГОБМП. Но с внедрением ОСМС состояния экстренней помощи (острые заболевания, обострения хронических болезней, роды, травмы и т.д.), исходя из положительного международного опыта, будут возмещаться за счет госбюджета.
Перераспределение видов медицинской помощи в рамках ОСМС будет осуществляться из ГОБМП в СМС с учетом поэтапного повышения ставки взносов государства за экономически неактивное население.
При этом на первом этапе с 2017 по 2019 годы за счет госбюджета будет предоставляться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением для непродуктивно занятого населения и 10 видов социально значимых заболеваний перейдут из ГОБМП в ОСМС.
Начиная с 2019 года, с внедрением повсеместного декларирования доходов и расходов граждан, будут ужесточены требования к системе ОСМС. Граждане сами начнут платить взносы в СМС (в 2019 г. -1% от дохода, с 2020 г. – 2%). Это стимулирует граждан к повышению их ответственности собственному здоровью. При этом государство поэтапно будет расширять пакет ОСМС для застрахованных граждан.
Как изменится закуп медицинских услуг?
Сегодня Комитет оплаты медуслуг выступает как единый плательщик. Преимуществом этого являются:
 Единые правила по закупу медуслуг в рамках ЕНСЗ
 Обеспечение доступа специализированной медпомощи сельским жителям
 Оптимизация коечной мощности за счет внедрения новых технологий.
Однако такой подход имеет свои недостатки:
 Формальный подход при выборе поставщика
 Отсутствие прозрачности процесса закупок
 Высокий риск коррупциогенности
 Отсутствие автоматизированной системы закупок
Завтра ФСМС будет выступать как Стратегический закупщик. Основными достоинствами новой системы будут являться:
 аккумулирование всех средства для закупа (ОСМС + ГОБМП);
 закуп медицинской помощи, применяя отбор поставщиков и влияние на поставщиков с целью усовершенствования системы здравоохранения (оптимизация потребления и инфраструктуры);
 осуществление централизованного финансирования всех видов услуг через головной офис ФСМС;
 снижение заинтересованности местных исполнительных органов в усовершенствовании системы здравоохранения.
Однако есть один недостаток этой системы: это снижение заинтересованности местных исполнительных органов в усовершенствовании системы здравоохранения, так как все финансирование перейдет к ФСМС. Для нивелирования такого риска будут заключены соглашения/меморандумы с акимами регионов по реализации государственной политики и достижения целевых результатов и показателей здравоохранения.
При внедрении новой системы также был изучен передовой мировой опыт стран Европы.
Новая система закупа медицинских услуг будет функционировать следующим образом:
 выбор поставщиков и закуп медицинских услуг будет осуществляться по двухэтапной модели согласно Единых правил контрактирования, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РК;
 ФСМС выступает в роли стратегического закупщика услуг, как в рамках ОСМС, так и по ГОБМП;
 схема будет выстроена на основе интегрированной системы электронного здравоохранения и информационных систем всех медорганизаций - модернизация систем уже начата;
 медорганизации, не имеющие своих информационных систем и возможности их создания, получат ключи доступа в систему электронного здравоохранения для работы в ней через личный кабинет;
 тем самым, весь процесс, за исключением переговорной части, будет автоматизирован;
 сведения в едином регистре поставщиков также будут автоматически актуализироваться, в том числе при обновлении базы данных по положительным и отрицательным рейтингам поставщиков – такие рейтинги будут формироваться ФСМС по результатам оценки качества оказанных услуг;
 поставщики уникальных медицинских услуг (высокоспециализированные, высокотехнологичные) могут привлекаться вне схемы способом из одного источника.
Для реализации единых правил закупа и оплаты услуг, а также контроля качества все ранее финансируемые из местного бюджета виды медпомощи будут переданы в Фонд СМС.  В связи с этим требуется внести изменения в Бюджетный кодекс в части межбюджетных отношений (изъятия и субвенции).
Расходы республиканского бюджета в 2017 году составят                                  2,25 млрд.тенге (на лечение за рубеж, пропаганды ЗОЖ, медпомощь с применением инновационных технологий). Целевые текущие трансферты регионам составят 14,4 млрд.тенге (закуп вакцин, профилактика ЗОЖ). За местным бюджетом сохраняется финансирование прочих услуг и мероприятий в общем объеме                            22,7 млрд.тенге (дома ребенка, спецмедснабжение, медколлледжи и др.).
Фонд СМС будет финансировать медицинские услуги в объеме 502,2 млрд.тенге, в том числе по пакету ОСМС как стратегический закупщик в сумме 359,8 млрд.тенге (АПП, АЛО и СМП).
Средства ГОБМП будут профинансированы через ФСМС как финансового оператора в сумме 142,4 млрд.тенге:
1. АПП и АЛО (не имеющим право на медпомощь в ОСМС) –                   10,9 млрд.тг.
2. Экстренная стационарная помощь (не имеющим право на мед помощь в ОСМС) – 6,6 млрд.тг.
3. Экстренная стационарная помощь (наблюдение до 24 часов, кратковременное пребывание в приемных отделениях стационаров (до 3 часов) в пилотных регионах) – 1,9  млрд.тг.
4. АЛО СЗЗ – 24,5 млрд. тг.
5.   Онкология – 21,8  млрд. тг. (амбулаторное лекарственное обеспечение, дорогостоящие лекарственные средства –                                      7,7 млрд.тг, медпомощь -  19,7 млрд.тг.).
6.   Медицинская помощь при СЗЗ – 47 млрд. тг.
7.   Скорая медпомощь и санитарная авиация – 22,9 млрд.тг.
8. Прочие услуги – 8,1 млрд. тг. (производство крови, ее компонентов и препаратов – 7,3 млрд. тг.,  услуги паталогоанатомических бюро – 0,8  млрд. тг.
9. Возмещение лизинговых платежей – 0,6 млрд. тенге.
Кроме того, по некоторым приоритетным направлениям изменится схема финансирования. В настоящее время определены                     10 медицинских организаций, осуществляющих трансплантацию. Предлагается заключить с ними долгосрочный контракт на 3 года с условием возможности ежегодного изменения видов оказываемой помощи и цен, установленных на этот год: предлагается закупать их из одного источника на 3 года.
Также сельские районные больницы и поликлиники будут объединены в одну единую структурную единицу. Будет внедрено амбулаторное лекарственное обеспечение на уровне ПМСП. В таких организациях предлагается перейти на принцип возмещения расходов.
Будет изменена схема оплаты медицинских услуг.
В настоящее время в РК медорганизации-контрактники ежедневно в автоматизированном режиме представляют информацию о пролеченных случаях в стационарах в формате, установленном уполномоченным органом, в КОМУ. Филиалы КОМУ выборочно проверяют объем и качество услуг, принимают или не принимают к оплате. Далее филиалы предоставляют потребность средств в КОМУ МЗСР. КОМУ МЗСР направляет средства в филиалы для дальнейшего перечисления на расчетные счета медицинских организаций.
При этом такая система имеет свои недостатки:
 KOMУ оплачивается только стационарная помощь;
 некачественная оценка пролеченных случаев;
 низкая прозрачность при принятии решений и невозможность оценки эффективности использования средств;
 высокий уровень коррупциогенности;
 проблема перераспределения средств;
 высокий уровень административных расходов.
Изучив положительный международный опыт в новой системе, предполагается:
 Все виды предоставляемой медицинской помощи будут финансироваться через Фонд:
− ГОБМП - все виды медпомощи (Фонд как оператор)
− OCMC - все виды медпомощи  (Фонд как закупщик)
 Медорганизации-контрактники ежедневно в автоматизированном режиме будут предоставлять информацию, которая будет доступна как филиалам Фонда, так и самому Фонду. Это даст  возможность проведения ежедневного мониторинга и выборочной проверки услуг, оказанных населению по всей стране.
 Общая потребность будет предоставляться в Фонд  к 25 числу ежемесячно.
 Головной офис Фонда с учетом данных филиалов и заключений соответствующих структурных подразделений Фонда, перечисляет централизованно средства на расчетные счета медицинских организаций (аналогично как сейчас по ГЦВП)
Претерпит изменения и тарифная политика при закупе медицинских услуг:
Тарифы, которые сегодня рассчитаны под государственные медорганизации и не предусматривают возмещения инвестиций, будут пересмотрены и отразят реальную структуру затрат, в том числе капитальные затраты и амортизационные отчисления, обслуживание медицинских и ИТ технологий, стоимость финансовых услуг и прочие расходы:
 это создаст возможности для развития медорганизаций, позволит перейти от практики жесткого контроля объемов к системе оперативного мониторинга;
 будет стимулировать привлечение частных медорганизаций к оказанию услуг в рамках ГОМБП и ОСМС, повысит интерес частного капитала во входе на рынок здравоохранения, в т.ч. по ГЧП;
 будет концентрировать медицинские организаций на проведение профилактики и расширение стационарозамещающей помощи.
Методы оплаты медицинских услуг будут усовершенствованы:
1) первичная медико-санитарная помощь – через подушевой норматив;
2) консультативно-диагностические услуги – через тарифы по видам услуг;
3) скорая помощь – по числу вызовов;
4) приемный покой (при доставке пациента каретой скорой помощи);
− единый усредненный тариф на расширенные консультации;
− 67% КЗГ при нахождении пациента в приемном покое не более 24 часов;
5) стационарозамещающая помощь – 25% КЗГ при больничном стационаре, 17% КЗГ при домовом уходе;
6) стационарная помощь – 100% КЗГ на каждый пролеченный случай.
Внедрение ОСМС позволит повысить качество оказываемых медицинских услуг. Уже создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг (по опыту Германии), которая регулирует вопросы стандартизации клинических протоколов диагностики и лечения, медицинского образования, лекарственного обеспечения, аккредитации медицинских организаций. В данную организацию вошли представители общественности, общественных объединений медицинских организации и обществ врачей и провизоров Казахстана, представители медицинского бизнеса.
При внедрении ОСМС параметры для оценки качества будут пересмотрены и будут включать:
а) обеспечение безопасности пациентов;
б) клиническая эффективность;
в) экономическая эффективность;
г) достижение целевых показателей и индикаторов поставщиками медуслуг.
2. ККМФД будет осуществлять гос.контроль, в т.ч.:
• контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения;
• проверка летальных случаев, в т.ч. по запросу ФСМС;
• проверка жалоб.
3. Фонд будет осуществлять проверку на основании заключенного договора с медорганизацией, в т.ч.:
• экспертизу объемов и качества пролеченных случаев;
• экспертизу обоснованности назначения ЛС и ИМН;
• мониторинг индикаторов конечного результата деятельности поставщиков.
4. По результатам проверок Фонд будет формировать базу данных медицинских организаций, имеющих положительные и отрицательные рейтинги.
Одним из основных функций ОСМС является обеспечение его финансовой устойчивости. Изучен опыт Литвы, Словакии и России, где ОМС функционирует довольно давно. Исходя из международного опыта в рамках ОСМС для обеспечения его финансовой устойчивости, предусматривается:
а) взносы государства будут осуществляться от официальной средней зарплаты позапрошлого года (т.е. для 2017 года берётся показатель 2015 г.). Они дают возможность компенсировать государством потерь системы ОСМС в случаях экономического спада.
б) инвестирование на стандартный набор финансовых инструментов через Национальный банк;
в) предлагается формировать следующие резервы:
• ежемесячный неинвестируемый неснижаемый остаток в объеме не менее 50 млрд.тенге;
• резервы на покрытие непредвиденных расходов в размере 3% от объема взносов и отчислений в Фонд СМС;
• оборотные средства для покрытия ежемесячных счет-фактур, представленных за текущий месяц, после 25-го числа, а также в случаях превышения объема представленных услуг по сравнению с объемом, указанном в договоре.
При внедрении новой системы ОСМС основные функции МЗСР и его комитетов, и ФСМС будут разграничены законодательном уровне.
Все бизнес-процессы ФСМС определены и предусмотрены меры по их реализации.
Внедрение ОСМС осуществляется в комплексе с реформированием системы здравоохранения Казахстана. В январе 2016 года Главой государства Н. Назарбаевым утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, где предусмотрены основные задачи и направления развития отрасли.
Также реализация нового совместного со Всемирным Банком нового проекта «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» на 2016-2020 гг. обеспечит устойчивое развитие ОСМС в Казахстане.

Пресс-релиз

09.06.2016 г.

г. Астана

Эксперты МЗСР РК начали разъяснительную работу среди медработников по вопросам внедрения медстрахования
Сегодня во всех регионах Казахстана стартовала широкомасштабная акция по разъяснению основных принципов системы обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС) среди медицинских работников республики. Специальные мобильные группы, в состав которых войдут видные деятели системы здравоохранения и руководители территориальных департаментов Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК, проведут встречи и семинары, ответят на все вопросы, связанные с внедрением ОСМС.
О плюсах ОСМС врачам и среднему медицинскому персоналу популярно расскажут председатель правления Национального научного медицинского центра Абай Байгенжин, генеральный директор Национального научного центра хирургии им. А.Н.Сызганова Болат Баймаханов,  директор Национального центра проблем туберкулеза Жумагали Исмаилов, директор административного департамента КазНМУ им. С. Асфендиярова Василий Девятко, генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Тлеухан Абилдаев, управляющий директор ТОО «СК Фармация» Серикбол Мусинов, директор Республиканского центра санитарной авиации Нуржан Отарбаев, председатель правления ОО «Республиканская Медицинская Палата» Максут Кульжанов,  председатель Профсоюза работников здравоохранения РК Мереке Бутина, ректор АО «Медицинский университет Астана» Мажит Шайдаров и др. 
Встречи с медработниками станут первым этапом широкомасштабной информационно-разъяснительной работы, которую МЗСР РК проведет в этом году. В дальнейшем о принципах системы ОСМС, этапах внедрения медстрахования и его плюсах подробно расскажут работодателям и широким слоям населения.
Напомним, в Казахстане будет внедрена система медстрахования, разработанная с учетом передового международного опыта, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя.
Государство сохраняет за собой право обеспечивать граждан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП): оказание медпомощи при социально значимых заболеваниях, неотложных состояниях, скорая медпомощь, санитарная авиация и вакцинация.
В целях обеспечения всеобщего права на охрану здоровья до 2020 года незастрахованным гражданам в рамках ГОБМП будет предоставляться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.
В рамках ОСМС будет предоставляться: амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением застрахованным гражданам, стационарная медпомощь, высокотехнологические медицинские услуги, стационарозамещающие технологии, долгосрочный сестринский уход.
Кроме того, граждане, при участии в добровольном страховании, могут получить медицинские услуги, непредусмотренные системой ОСМС, на основании договора, заключенного с частными страховыми компаниями.
Государство, работодатели и самозанятые граждане начнут осуществлять отчисления в Фонд социального медицинского страхования (далее – ФСМС) с 1 января 2017 года.
Ставка взносов государства за граждан особых категорий составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года - 7%.
Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года -5%.
Ставка взносов самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) составит 7% от дохода. При этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года - 7%.
Наемные работники начнут осуществлять отчисления с 2019 года - 1% от дохода, с 2020 года - 2%.
От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан, 12 из них - социально-уязвимые слои населения, а также военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов.
К социально-уязвимым слоям населения относятся:
- дети;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алка», «Күміс алқа» и получившие ранее звание «Мать–героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- участники и инвалиды ВОВ;
- инвалиды;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- пенсионеры;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;
- лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Необходимо отметить, что объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в ФСМС. Достаточно того, чтобы эти отчисления производились регулярно.
В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.
По прогнозам экспертов, в результате введения ОСМС значительно повысится уровень оказания медицинской помощи в стране, также появится возможность увеличить заработную плату врачам. Больницы смогут приобретать высококлассное оборудование и дорогие медикаменты. ОСМС позволит человеку пройти обследование и, в случае необходимости, получить лечение, не выделяя на эти цели наличные средства из своего бюджета.

Пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития РК:
официальный сайт МЗСР РК  www.mzsr.gov.kz;
e-mail: press_mzsr@mail.ru;
по вопросам социально-трудовой сферы обращаться по тел. 742855;
по вопросам системы здравоохранения обращаться по тел. 743137, 743241

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ по внедрению обязательного социального медицинского страхования в РК

Вопросы

Ответы

1

В чем необходимость внедрения ОСМС?

Глобальные вызовы для системы здравоохранения (рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения) приведет к увеличению расходов здравоохранения.
Уровень финансирования здравоохранения в РК чрезвычайно низок – на уровне 3,5% от ВВП,                        по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).
Кроме того, принцип солидарной ответственности, предусмотренный Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, до сих пор не реализован.
В международной практике внедрение обязательного медицинского страхования отвечает вышеуказанным вызовам и обеспечивает финансовую устойчивость системы.
С введением ОСМС общие расходы на здравоохранение в % от ВВП возрастут, что поможет обеспечить высокий уровень качества и доступности медицинских услуг. Диверсификация источников финансирования и увеличение объемов финансирования, в целом, позволит подкрепить цели по достижению уровня жизни стран ОЭСР реальными действиями.

2

Опыт каких стран учитывался при выборе модели ОСМС в РК?

Был изучен международный опыт с привлечением специалистов Всемирного банка и независимых международных экспертов, непосредственно занимающихся вопросами медицинского страхования в странах со схожей системой здравоохранения. Модель ОСМС в РК формировалась на опыте классической Германской модели, Российской Федерации (как близкой по нормативному полю и менталитету страны), Литвы и стран Восточной Европы – Словакия, Чехия, Польша: организация системы здравоохранения в данных постсоциалистических странах чрезвычайно схожая с РК.

3

Какова была причина провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.?

Основной причиной провала реформы медицинского страхования образца 1996-98 гг. стал недостаточный уровень сбора доходов. Выполнение Фондом медицинского страхования своих обязательств стало невозможным по следующим причинам:

  • экономический кризис – многие предприятия не могли выплачивать страховые взносы из-за больших долгов, существовала система натуральный оплаты за страховые платежи;
  • частные предприниматели и самозанятые не отчисляли взносы (около четверти населения);
  • рост безработицы увеличивал нагрузку на местные бюджеты, которые были не в состоянии обеспечить должный уровень взносов за неактивное население;
  • образовалась задолженность фонда перед медицинскими организациями;
  • в адрес фонда были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств;
  • оплата за медицинские услуги проводилась в регионах по различной методике и тарифам.

4

Был ли учтен опыт провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.?

ФСМС – вводится на подготовленную почву:
-  внедрена ЕНСЗ;
- был создан единый плательщик за медицинские услуги в лице КОМУ;
- оплата производится по единому тарифу за оказанные услуги;
- обеспечен свободный выбор медицинской организаций и врача;
- достигнут принцип «деньги идут за пациентом»;
- обеспечена доступность медицинской помощи населению, особенно сельскому, в получении высокотехнологической медицинской помощи;
- внедрены рыночные механизмы в здравоохранении;
- изучен опыт других стран в вопросах внедрения СМС.  

5

Как будет обеспечена финансовая устойчивость фонда, чтобы не повторять ошибки ФОМС 90-х годов?

Механизмами обеспечения финансовой устойчивости системы СМС станут:

  • некоммерческий характер деятельности ФСМС;
  • целевой характер отчислений и взносов и их безвозвратность;
  • обеспечение полноты поступлений активов ФСМС;
  • оценка финансовой деятельности ФСМС;
  • аудит и отчетность;
  • раздельный учет по собственным средствам ФСМС, а также его активам (взносы, пени, инвестиционный доход);
  • исключительное использование активов ФСМС для оплаты услуг поставщиков медицинских услуг, а также для размещения их в определенные финансовые инструменты;
  • прозрачная инвестиционная политика, основанная на размещении активов исключительно в финансовые инструменты, определенные Правительством, и управляемая Национальным Банком Республики Казахстан;
  • запрет на обращение взыскания на активы ФСМС со стороны каких-либо лиц;
  • формирование обязательств строго в соответствии с доходами ФСМС, основанными на результатах актуарного анализа ожидаемых затрат;
  • формирование резервов для покрытия непредвиденных расходов.

6

Будет ли обеспечен общественный контроль за деятельностью ФСМС?

Объединенная комиссия по качеству (ОКК) станет диалоговой согласительной площадкой между МЗСР, ФСМС, представителями общественности. Общественный контроль будет осуществляться через обязательное введение в состав ОКК представителей ассоциаций врачей и пациентов, и прочих НПО.

7

Кто осуществляет инвестиции активов фонда? Какой планируется инвестиционный доход?

Инвестиционная политика и управление инвестиционным доходом будет осуществляться Фондом самостоятельно. При этом финансовые инструменты для инвестирования временно свободных денег фонда утверждены постановлением Правительства РК. Инвестирование будет осуществляться на основе договора доверительного управления с Национальным банком Республики Казахстан.

8

Как будет распределяться инвестиционный доход?

Инвестиционный доход будет направляться исключительно для оплаты за оказанную медицинскую помощь в системе ОСМС и в размере не более 1% на комиссионное вознаграждение для осуществления деятельности Фонда.

9

При нестабильной экономике страны существуют ли сценарии формирования Фонда в случае снижения ВВП страны, в частности, на фоне снижения доходов работодателей и снижения фондов оплаты труда, при росте безработицы?

Снижения ВВП страны не предвидится, речь скорее идет о замедлении темпа его роста. Возможности компенсации подобных макроэкономических колебаний в данный момент прорабатываются по нескольким направлениям:

  • формирование резервов Фонда;
  • при укреплении экономической стабильности основное поступление будет от работодателей, при снижении экономической ситуации поступления ожидаются от государства; 
  • инструменты макроэкономического сглаживания через фиксацию обязательств государства от среднемесячной заработной платы за два года, предшествующих текущему финансовому году                             (в периоды кризиса это обеспечит более высокий уровень взносов в бюджет);
  • комплексные мероприятия государства по обеспечению занятости населения, легализации доходов, информирование населения и др.

10

Кто будет руководить Фондом? Какие специалисты будут работать?

Законом «Об ОСМС» устанавливается ряд требований к руководящему составу ФСМС, способствующих назначению лишь достойных доверия кандидатов. К управлению Фондом будут привлечены наиболее квалифицированные эксперты в области здравоохранения и других областях.                         В связи с высокими рисками, которыми сопровождается этап становления обязательного медицинского страхования, необходим высокий кадровый потенциал ФСМС. Предполагается привлечение иностранных специалистов к управлению и выполнению основных стратегических функций.

11

Как будет осуществляться контроль за распределением средств ФСМС? Будет ли информационная система? Будут ли прозрачны для населения затраты фонда?

На сегодняшний день, в новой модели предусмотрены как макроэкономические инструменты балансирования и обеспечения устойчивости Фонда, так и прозрачная система сбора и распределения средств.
На начальном этапе, наряду со стандартными требованиями по публикации финансовой отчетности, будут разработаны механизмы повышения прозрачности деятельности Фонда, которые на данный момент находятся в процессе разработки.
Информационная система будет модернизирована на базе имеющейся, дополнена новыми модулями, обеспечивающими детальный учет и прозрачность как следствие.
Транспарентность – один из основных принципов ОСМС. Аккумулирование средств, процесс заключения договоров, утверждения тарифов планируется осуществлять с участием общественных организаций, НПП и др.

12

Позволит ли внедрение ОСМС сократить расходы государственного бюджета (республиканского и местного)? Если да, то на сколько, и куда планируется направить высвобожденные средства?

Размеры расходов на здравоохранение в РК очень низки: на уровне 3,5% от ВВП по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).
В этой связи, вопрос о снижении расходов на здравоохранение скорее следует заменить вопросом о росте качества медицинских услуг, сообразном росту расходов.
Снижение расходов бюджета заключается в фиксировании взноса государства за отдельные категории граждан при постоянно растущих расходах на здравоохранение в целом, связанных с ростом численности населения, старением населения, ростом неинфекционных заболеваний и др.
Вопрос о перераспределении высвобожденных средств находится в компетенции Министерства национальной экономики и Министерства финансов.

13

Как изменится общий объем и структура затрат государства и граждан на расходы здравоохранения в результате внедрения ОСМС?

Общие расходы на здравоохранение в % от ВВП с введением ОСМС возрастут.
Частные расходы граждан будут снижены. Обычно этот показатель исчисляется в % от общих расходов на здравоохранение. В РК на сегодняшний день это свыше 35%, в то время как в странах ОЭСР – на уровне 20%. Такой значительный разрыв повышает рост катастрофических расходов домохозяйств на здравоохранение, ведущих к обнищанию. Однако, с введением ОСМС и развитием страховой культуры, прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что повысит требовательность участников к системе. Таким образом, неформальные платежи, так называемые «благодарности» врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальны.

14

Сегодня налоговые и пенсионные отчисления составляют около 20% от заработной платы. Теперь и на здравоохранение будут отчисления?

Да. Следует понимать, что дополнительное финансирование здравоохранения необходимо в условиях низкого уровня финансирования отрасли. Кроме того, эти средства будут направлены на конкретные меры – увеличение числа ВОП, расширение оказания высокотехнологичных услуг, амбулаторного лекарственного обеспечения, повышения качества медицинских услуг и др.

15

Смогут ли казахстанские компании платить за своих работников отчисления в ФСМС? Не приведет ли это к негативным экономическим последствиям?

Как предусмотрено Законом «О ОСМС» отчисления начнутся в 2017 году и будут повышаться постепенно. Это позволит компаниям «привыкнуть к новому налогу».
Кроме того, реализован комплекс мер по снижению налогового бремени - отнесение отчислений на ОСМС на вычеты по ИПН и КПН и ограничение размера налогооблагаемой базы на уровне 15 МЗП.
Также в итоге, сами компании получат более здоровых сотрудников.

16

Кто будет освобожден от уплаты взносов? Если эти граждане одновременно работают (матери, находящиеся в отпуске по уходу, пенсионеры, студенты, инвалиды и др), то как будут исчисляться взносы?

Согласно пункту 4 статьи 28 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» следующие граждане освобождаются от уплаты взносов в фонд:
1) дети;
2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмісалқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4) инвалиды;
5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10) пенсионеры;
11) военнослужащие;
12) сотрудники специальных государственных органов;
13) сотрудники правоохранительных органов;
14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
При этом за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, сотрудников правоохранительных органов государство не будет перечислять взносы: эти категории граждан будут продолжать получать обслуживание в учреждениях ведомственной сети.
В соответствии с п.3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений освобождаются работодатели за граждан, указанных выше.

17

Как будут оплачивать взносы индивидуальные предприниматели, лица работающие по патенту, работники крестьянских хозяйств, торговцы на рынках?

Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов будут осуществляться ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда:
1) индивидуальными предпринимателями, применяющими общеустановленный режим налогообложения – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;
2) индивидуальными предпринимателями в свою пользу – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
3) крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговымзаконодательством Республики Казахстан (10 апреля и 10 ноября года);
4) индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.

18

Как будет рассчитываться индивидуальный подоходный налог для плательщиков взносов и корпоративный подоходный налог для работодателей? Как измениться налогооблагаемая база?

Отчисления на ОСМС будут отнесены на вычеты по ИПН и КПН, таким образом, налогооблагаемая база будет уменьшена на сумму отчислений и взносов соответственно.

19

Какая мотивация для работодателей в условиях ОСМС?

Здоровье работников, соответственно высокая производительность труда.

20

Будет ли изменяться объем взносов в зависимости от вредных привычек граждан? В чем солидарность населения?

Объем взносов не будет изменяться.
Солидарность в непосредственном участии в финансировании отрасли

21

Так как отчисления и взносы станут дополнительным бременем для работодателей, индивидуальных предпринимателей и работников, предприятия будут скрывать реальные заработные платы и платить минимальную заработную плату, для снижения социальных выплат.

Фонд будет сталкиваться со многими рисками - снижение экономической активности в стране, сокрытие доходов и заработных плат, риски перепотребления медицинских услуг и другие. В этой связи, в стране будут приняты комплексные меры по регулированию этих процессов.
Касательно скрытых реальных заработных платах («серых» зарплатах) и выдачу остальной части в конвертах, в нашей стране такая практика носит массовый характер, работодателями разработано множество схем так называемой оптимизации.
С этой ситуацией активно борются налоговые органы, которые могут обратить внимание на организацию, если:
1) заработная плата сотрудников ниже прожиточного минимума по региону, ниже среднерыночного уровня (по конкретному региону), ниже среднеотраслевой заработной платы;
2) уровень заработной платы руководства по официальным документам ниже заработка рядовых сотрудников;
3) при поступлении информации о выплатах заработной платы «в конвертах» (например, анонимный звонок);
4) при более низком уровне заработной платы у сотрудника на новом месте работы в сравнении со старым (по данным справок ГЦВП), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях;
5) при предоставлении в банк справки для получения кредита, где фигурирует большая сумма заработной платы, чем в реальном отчете по конкретной организации.
Если у налогового органа появились доказательства выплаты зарплат в «конвертах», они не оставят это без внимания. У налоговой инспекции возникнет вопрос, с каких доходов компания выплачивает заработную плату в «конвертах».
Также, для организации возможны следующие последствия применения «серых» заработных плат:
1) полные выездные проверки таких ведомств, как налоговая инспекция, ДВД, прокуратура и другие, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только заработной платы;
2) начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике);
3) начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов.
А также привлечение лиц совершившие преступление по уклонению от уплаты налогов к административной и даже к уголовной ответственности.
Кроме того, каждый гражданин должен заботиться о своих доходах, так как размер официального дохода прямо пропорционален его пенсионным накоплениям.

22

Как будут обстоять дела с гражданами без медицинской страховки, которые вынуждены работать без договора за очень небольшие заработные платы (25000тг в месяц)?! Работодатели не заключают договор, чтобы не платить лишних налогов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) участие в системе обязательного социального медицинского страхования является обязательным для всех граждан РК.
Граждане должны зарегистрироваться в качестве безработного и получить место работы, по которому работодатель будет перечислять отчисления за Вас. За время нахождения в статусе безработного взносы будут уплачиваться государством на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, государством разрабатываются меры в сфере налогообложения (включая социальные платежи), которые позволят легализовать доходы и расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Граждане страны должны принять активное участие в реализации указанных мер, так как они непосредственно определяют их социальную обеспеченность, включая медицинское страхование.
Граждане, не имеющие доходов и не осуществляющие взносы в систему обязательного социального медицинского страхования, будут обеспечены медицинской помощью при социально-значимых заболеваниях, экстренной медицинской помощью, амбулаторно-поликлинической помощью до 2020 года и профилактическими прививками.

23

Как в связи с внедрением ОСМС будет функционировать добровольное медицинское страхование?

Добровольное медицинское страхование (ДМС), позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусматриваемые системой ОСМС.
Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги, отсутствие листов ожидания, услуги, не входящие в ОСМС – стоматология и др.) за счет страховой компании. Оформляя ДМС, гражданин сам выбирает объем услуг, включенных в полис добровольного страхования.

24

Как будет проходить выбор поставщиков медицинских услуг в условиях ОСМС? Все ли клиники будут участниками ОСМС?

Выбор поставщика станет более прозрачным и двухэтапным.  Критерии выбора поставщика будут едиными. Преимущественным правом при закупе услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС будут обладать субъекты здравоохранения: прошедшие аккредитацию в области здравоохранения, а также имеющие опыт предоставления соответствующей медицинской помощи непрерывно в течение трех лет. Ограничений медицинским организациям в участии нет.

25

Сколько сейчас частных медицинских организаций предоставляют стационарные и амбулаторные услуги в рамках ГОБМП? Как изменится данная картина при внедрении ОСМС в денежном выражении?

На 2016 год из средств республиканского бюджета заключены договора с 246 медицинскими организациями частной формы собственности. Полагаем, что с внедрением ОСМС в оказании медицинских услуг примет участие большее количество частных медицинских организаций. На данный момент сложно оценить какая картина сложится в денежном выражении.

26

Что такое стратегический закуп услуг?

Стратегический закуп – закуп четкого перечня услуг определенного качества.

27

Улучшится ли качество медицинской помощи с внедрением ОСМС?

Качество медицинских услуг с введением ОСМС однозначно повысится. Для этого будет реализован комплекс мер:

  • создана Объединенная комиссия по качеству;
  •  перераспределение функций в сфере управления качеством, включая расширение привлечения НПО;
  • усиление функции экспертизы оказанных услуг со стороны Фонда;
  • обеспечение условий для дальнейшего развития конкуренции среди поставщиков медицинских услуг, что естественным образом приведет к повышению качества;
  • включение индикаторов качества в договора между Фондом и поставщиками медицинских услуг и их увязка с уровнем финансирования и т.д.

28

Какая будет польза медицинским работникам при внедрении ОСМС? Увеличится ли заработная плата?

ОСМС реализуется с комплексом сопутствующих мер, как приватизация части поставщиков медицинских услуг и переход других поставщиков в форму собственности, предоставляющую большую степень автономности. Все эти меры помогут расширить возможности по гибкому управлению средствами в медицинских организациях, в том числе и уровнем заработных плат.
Также в условиях ОСМС будет усилена конкуренция за пациента, что является мотивацией к повышению уровня заработной платы и улучшению условий труда.
Внедрение ОСМС предполагает поэтапное снижение нагрузки на врачей общей практики от 2000 человек на 1 участок до 1500 человек на участок, поэтапное увеличение заработных плат медицинских работников по сравнению со средней заработной платой в экономике

29

Как будет обеспечено повышение заработной платы работникам ПМСП в условиях ОСМС? За счет каких источников?

Заработная плата работников ПМСП будет повышаться поэтапно за счет расширенных по сравнению с текущим финансированием доходов ФСМС.

30

Поможет ли внедрение ОСМС решить кадровую проблему?

Безусловно. Прежде всего, следует отметить, что на уровне стационара проблема обеспеченности кадрами в РК обратная: в расчете на душу населения в этом секторе у нас избыточное количество врачей.
Иначе дело обстоит в поликлиниках: проблема очередей действительно существует. Поэтому на уровне ПМСП обеспеченность населения ВОП будет повышена радикальным образом до стандартов стран ОЭСР: с 2000 прикрепленного населения на 1 врача до 1500 населения на 1 врача. Это увеличит доступность, снизит очередность, и, таким образом, повлияет и на качество приема, ведь врач сможет уделять больше времени каждому пациенту.

31

Каким образом внедрение ОСМС поможет решить проблему денежных «благодарностей» медицинским работникам?

С введением страхования и развитием страховой культуры, прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что повысит требовательность участников к системе. Поэтапно будет повышаться заработная плата медицинских работников. Таким образом, неформальные платежи, так называемые «благодарности» врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальны.

32

На данный момент многие государственные медицинские организации активно занимаются бизнесом: большинство медицинских услуг оказывают на платной основе, особенно стационары. Хотя данные услуги входят в перечень ГОБМП, отсутствует контроль, население платит, государство наоборот стимулирует платные доходы в государственных предприятиях. Как изменится ситуация при внедрении ОСМС?

Услуги в рамках ГОБМП и ОСМС не должны предоставляться на платной основе, как сейчас, так и с введением ОСМС. Все необходимое гарантировано и будет обеспечено.
Спрос рождает предложение. Когда граждане будут видеть, что платят взносы конкретно на медицинское страхование, одновременно расширяются спектр и объем медицинских услуг в системе ОСМС, то снизится потребление платных услуг.

33

Как будет обеспечена медицинская помощь безработным, непродуктивно самозанятым и другим категориям экономически неактивного населения страны? Сколько их в стране?

Численность неформально и непродуктивно самозанятых граждан, не осуществляющих налоговые платежи, на сегодня составляет около 2,5 млн. человек. Ограничения для намеренных неплательщиков коснутся лишь плановой помощи, то есть при состояниях, не угрожающих жизни и здоровью человека.
В то же время, данной категории населения будут предоставлены альтернативные возможности получения полноценного доступа к медицинской помощи: регистрация в качестве безработного – тогда взнос в ФСМС заплатит государство, либо легализация своей деятельности и уплата налогов в общий Фонд.

34

Как будет обеспечена медицинская помощь иностранцам, работающим в РК, трудовым мигрантам?

Согласно п.2 ст.2 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Трудовым мигрантам медицинская помощь в рамках межгосударственных соглашений. Если такие соглашения отсутствуют, то трудовые мигранты получат медицинскую помощь в рамках ДМС и при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих на бесплатной основе.

35

Какие услуги входят конкретно в пакет ОСМС? Что изменится?

Действующий объем – ГОБМП – не будет сужен ни в коей мере, за исключением ограничения доступа к плановой медицинской помощи для неплательщиков налогов в общий Фонд. Изменится лишь принадлежность услуг – к ГОБМП или к страховому пакету.
В соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСМС» в страховой пакет входят плановая стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, включая амбулаторное лекарственное обеспечение, высокотехнологичные услуги
При этом, по мере роста доходов ФСМС будет повышаться доступность медицинской помощи, например, с увеличением обеспеченности ВОП: с 1 ВОП на 2000 населения до 1 ВОП на 1500 населения. Пакет АЛО (перечни ЛС и нозологий) будет поэтапно расширяться. Эти преобразования приведут к фактическому расширению пакета доступной помощи.

36

Как будет оказываться скорая и экстренная медицинская помощь? Как будет разграничена экстренная медицинская помощь от плановой стационарной?

Неотложная и экстренная помощь будут предоставляться всем гражданам и оралманам без исключения.
В соответствии с Законом, будет выработан перечень экстренных состояний по клиническим признакам и параметрам. В настоящее время находится на этапе разработки.

37

Как происходит идентификация пострадавших в экстренных случаях?

Поскольку экстренная помощь доступна всем вопрос о срочной идентификации не стоит

38

Не будет ли отказов от оказания медицинской помощи при отсутствии страховки?

Только при плановой стационарной помощи для неплательщиков взносов

39

Необходимо ли будет иметь страховку (карточку) при себе постоянно или достаточно удостоверения личности?

Достаточно удостоверения личности

40

Как будет обеспечено право свободного выбора медицинской организации пациентом?

Действующий механизм свободного выбора медицинской организации сохранится.

41

Можно ли выбрать частную клинику и как будет осуществляться оплата в этом случае?

Можно выбрать частную клинику – если она имеет договор с ФСМС. Оплата частной клинике будет осуществляться по утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РК тарифам и порядку оплаты медицинских услуг.

42

При обращении пациента в частную медицинскую организацию для получения услуг в рамках ГОБМП и ОСМС не будет ли ему отказано? Может ли частная медицинская организация требовать сооплату за услуги оказанные в рамках ГОБМП и ОСМС? Есть ли лимит сооплаты?

При обращении в частную клинику гражданину необходимо знать: есть ли у этой клиники договор с ФСМС на оказание необходимой медицинской услуги? При наличии договора с ФСМС клиника не вправе требовать сооплату за услуги, входящие в пакет ОСМС и ГОБМП.

43

Сейчас очень много частных лабораторных центров, оказывающих платные услуги. Будут ли они покрываться страховкой?

Зависит от их желания работать в системе ОСМС. Лабораторные услуги, как часть медицинской помощи будут покрываться в системе ОСМС.

44

Как будет контролироваться вопрос фиктивной госпитализации по экстренным показаниям не застрахованных лиц? Не вызовет ли внедрение ОСМС роста коррупции путем требования оплаты с самих граждан?

Оплата из кармана, напротив, потеряет актуальность.
Неплательщики налогов, не желающие встать на учет по безработице или начать платить налоги, будут вынуждены оплатить плановую помощь. Это как раз-таки выведет на свет теневые платежи.
Контроль экстренности будет осуществляться по экспертизе и на основании раз<

Основные принципы внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) и особенности управления на всех уровнях

Основные направления развития здравоохранения РК на 2016-2019 гг. Внедрение обязательного социального
медицинского страхования(ОСМС

Недоверие и страх системы ОСМС

Подписка на новости

Вы можете подписаться на рассылку «Подписка на новости»! Заполните специальную форму и нажмите “Подписаться”.